Телефоны: +7 (495) 60-444-60, +7 (495) 637-10-68 // Новый адрес: Москва, ул. Льва Толстого, д.5, стр.1 (м. Парк культуры) |
|
Огни Москвы Посмотрите на город «иными» глазами. Удивительная экскурсия по вечерней Москве. Праздничная иллюминация большого города. Бородино Суздаль Москва в восьми веках Алмазный фонд в Кремле + экскурсия по городу Ростов Великий В период становления древнерусского государства Ростов являлся столицей обширного княжества, крупным политическим, экономическим и культурным центром Северо-Восточной Руси. В 1152 году летопись впервые называет Ростов Великим. Не многим городам древней Руси выпала честь носить этот титул. В то время город переживал небывалый экономический и культурный подъем. Ростов являлся одним из самых больших городов на северо-востоке Руси. В XIII веке развитие Ростова было прервано татаро-монгольским нашествием, город был захвачен и разорен. Из Ростова не раз начинались выступления против татар. Одно из крупнейших восстаний было в 1262 году. Ростовская дружина участвовала в битве на Куликовом поле. На протяжении многих столетий Ростов сохранял за собой значение религиозного центра. Ростовская митрополия была одной из богатейших в России. За короткий срок - около 20 лет - в центре города был возведен величественный ансамбль митрополичьего двора, состоящий из культовых, жилых и хозяйственных построек, окруженных крепостными стенами с 11 башнями. Главный собор Ростова - Успенский. Он композиционно связан со стенами и башнями Ростовского кремля. Вместе с торговыми рядами и церковью Спаса на Торгу Успенский собор составляет единый городской ансамбль. Среди множества построек кремля особое место занимает подлинная жемчужина комплекса - церковь Спаса на Сенях (1672—1680). Интерьер этого храма не имеет подобных в русском зодчестве. Наибольший интерес у путешественников вызывают знаменитые Ростовские звоны. Могучая четырехарочная звонница сооружена в 1682—1687 годах. Пятнадцать колоколов расположены в ряд. Самый большой — Сысой весит более 2000 пудов (~ 32 тонны)! Недалеко от кремля находится церковь Исидора Блаженного (на Валах) 1566 года. В полутора километрах от Ростова в селе Богослов на реке Ишне находится деревянная церковь Иоанна Богослова XVII века. Подобно кораблю вырастает она на живописном берегу Ишни. На таком же расстоянии от центра города находится Варницкий монастырь - место рождения Сергия Радонежского, «великого печальника земли русской». В 1787 году центр Ростово-Ярославской епархии был перемещен из Ростова в Ярославль. По губернской реформе 1772 года Ростов стал уездным городом. В это время развивается финифтяный промысел. Ростов становится одним из его центров. И сегодня на фабрике «Ростовская финифть» мастера изготавливают ювелирные украшения, известные по всей России. В 1883 году в кремле открыт музей - один из старейших в стране. В нем можно увидеть собрание древних икон, медного литья, образцы лицевого шитья, коллекцию монет, живописные полотна известных русских художников и знаменитую ростовскую финифть. Сегодня Ростов - районный центр Ярославской области. Город стоит на трассе Москва- Архангельск, в нем имеются ЖД и авто- вокзалы. Расстояние от Ростова до Ярославля 53 километра, до Москвы — 202. Население города около 36 тысяч человек, в округе — почти 75 тысяч. В городе работает несколько промышленных предприятий, преимущественно относящихся к легкой и пищевой промышленности. Также имеется гимназия, несколько школ, музыкально-педагогическое училище и сельскохозяйственный колледж. В юго-западном районе города расположилась Межрайонная Налоговая Инспекция №2, здание которой венчает купол с православным крестиком. Ростов — известный центр туризма, одна из жемчужин Золотого кольца, объединяющего старейшие города России. Путевая информация. Рассказ о средневековых ремеслах. Экскурсанты проедут через самую северную в Европе степь, в центре которой расположен Ростов. В самом городе посетят Спасо-Яковлевский монастырь, расположенный на берегу озера Неро, грандиозный Ростовский Кремль и прослушают концерт «малых» звонов. Переславль — Залесский Архитектурные чудеса Москвы Оружейная палата в Кремле + экскурсия по городу Сергиев Посад — Радонеж — Хотьково Троицкий Собор. Внутри лавры червонным золотом горят глава и кровля древнейшего Троицкого собора. Он первый в России памятник, поставленный в честь основателя монастыря-крепости Сергия Радонежского в год его канонизации (1422) и официального провозглашения «покровителем земли Русской». В одноглавом белокаменном Троицком соборе покоится прах Сергия, а в музее хранится надгробная пелена с изображением игумена. В иконостасе собора - работы Андрея Рублева и его товарищей. Лучший художник русского средневековья написал здесь всемирно известную «Троицу». Она сейчас в Третьяковской галерее, а в иконостасе - превосходная копия. Храм «Сошествия святого духа». Второй древний храм — Сошествия святого духа — сложили уже из кирпича псковские каменщики в 1476 году. Верх его необычен: с колокольней под главкой. «Иже под колоколы» называли такие церкви наши предки. Опись 1641 года сохранила названия и своеобразные «характеристики» висевших над храмом колоколов: «нефимонный» (повседневный), «с очапом» (поврежденный, скрепленный хомутом), «сполошный», «колокол расшибен бывал нефимонный». Успенский собор. Мастера Ивана Грозного в 1559 году начали строить большой пятиглавый Успенский собор — формально главный в лавре. Заканчивал постройку царь Федор Иоаннович в 1584 году. Величием простоты и строгостью отмечен внешний вид храма. В интерьере собора - огромный резной иконостас. С задней его стороны, высоко вверху устроены площадки для певчих. Современники отмечали, что пел хор монахов «аки с небес». В иконостасе - работы Симона Ушакова. Из-под куполов спускаются литые медные паникадила высокохудожественной работы. Все стены и своды покрыты фресками. Их выполнили в одно лето 1684 года тридцать пять изографов во главе с Димитрием Григорьевым (имена художников перечислены на западной стене собора, под росписью «полотенец»). Надкладезная часовня. У юго-западного угла Успенского собора стоит веселая, нарядная, похожая на резную раскрашенную игрушку Надкладезная часовня конца XVII века, типично нарышкинской архитектуры - знаменитые «три восьмерика на четверике». Вторая Надкладезная (Пятницкая) часовня, также конца XVII столетия, стоит за оградой лавры, на берегу, к востоку от Введенской и Пятницкой церквей (обе - 1547 года). От последней она и получила свое название. Часовня утратила многие из украшений, «вросла в землю», но волнистая кровля с двумя световыми восьмеричками, тонкая скульптурная обработка входного портала, остатки наличников говорят о том, каким красивым было это небольшое здание, ждущее реставрации. Трапезная. В конце XVII столетия в лавре перестроили старую, насчитывавшую около трех столетий Трапезную. Возведенная вновь в 1686-1692 годах, она высится на подклете с открытым гульбищем, широкой лестницей, украшенная резными полуколонками, полуциркульными раковинами, наличниками со стилизованными виноградными гроздьями; «в шашку» красной, желтой, синей и зеленой краской расписана гладь стен. Внутри - большой зал с широким сомкнутым сводом, конструкция которого для XVII века была серьезным инженерным достижением, долго остававшимся непревзойденным. Живопись на стенах и сводах поздняя, ХIX века, но для своего времени интересная. В церкви, отделенной от зала кованой позолоченной решеткой, привлекают внимание красивый резной иконостас и пол из брусков яшмы красно-коричневого тона. Храм Зосимы и Савватия. Замечательное сооружение начала XVII столетия — комплекс Больничных палат с храмом Зосимы и Савватия, единственной шатровой церковью в ансамбле монастыря. Еще не так давно она была закрыта убогой жилой застройкой и разрушалась. Долго работавший в лавре талантливый архитектор-реставратор И. В. Трофимов вернул былую красоту чудесному красно-белому храму с высоким граненым шатром, украшенным зелеными поливными изразцами. Сейчас это один из живописнейших уголков лавры. Надвратная церковь. Семнадцатому веку принадлежит и Надвратная церковь Иоанна Предтечи, построенная «именитыми людьми» Строгановыми, крупнейшими купцами и промышленниками в 1693-1699 годах. Она потеряла четыре главы пятиглавия, но и в таком виде остается превосходным памятником. Ее декор во многом повторяет декор Трапезной. Царские чертоги. Ко второй половине XVII столетия относятся еще и огромные Чертоги — путевой дворец царя Алексея Михайловича. Он часто приезжал в Троице-Сергиев монастырь, главную святыню Московского государства, в сопровождении свиты, насчитывавшей свыше пятисот человек. Всем требовалось дать приют. Это и обусловило облик Чертогов, простого по формам, но вместительного здания, когда-то богато украшенного снаружи изразцами, частично сохранившимися и поныне. В интерьерах интересна лепная отделка и две изразцовые печи, возможно, лучшие из уцелевших до наших дней. Митрополичьи покои. Своеобразный «памятник трех столетий» — нарядные Митрополичьи покои. С главного, северного фасада здание выглядит двухэтажным. С северной стороны виден еще один, древнейший, XVI века, нижний этаж, врезанный в косогор. Второй этаж над ним возведен в XVII веке, третий этаж и весь декор относятся к годам завершения ансамбля Троице-Сергиевой лавры — к середине XVIII столетия. В тот же период построили и маленькую Михеевекую церковь. Как бы для контраста поставлена она рядом с большой, пышно-торжественной Трапезной палатой. Михеевская церковь привлекает внимание своим оригинальным обликом: есть здания, которые хороши и «во втором ряду», если строитель талантлив. Смоленская церковь. Смоленская церковь (Одигитрии) — одна из первых работ молодого еще Ухтомского. Здание изящно и оригинально по формам и декору «елизаветинского барокко». В плане она — восьмигранник с выпуклыми и вогнутыми криволинейными гранями. Здание стоит на высоком белокаменном цоколе и имеет четыре открытых крыльца-паперти с широкими парадными лестницами (восстановлены три крыльца), с резными каменными балюстрадами. На крыльцо выходили три двери и алтарная ниша, все одинаково декорированные порталами с парными пилястрами по бокам. Восьмигранный купол несет изящный фонарь с узкими арочными окнами. На сложной главе-кивере — крест, «попирающий полумесяц» (в XVIII веке шли одна за другой войны с мусульманской Турцией). Смоленская церковь была искажена пристройками и переделками. Долго был неизвестен и ее строитель. Предание связывало ее постройку с тайной свадьбой императрицы Елизаветы Петровны с придворным певчим Алексеем Разумовским. Приписывали постройку В. Растрелли. Исследования и реставрации, проведенные вдумчивым, талантливым архитектором Б. Д. Комаровым, вернули лавре одно из изящнейших ее строений и установили имя зодчего — Дмитрия Ухтомского, последнего и наиболее одаренного из многочисленных создателей ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Дмитрий Ухтомский нашел для ансамбля лавры достойное завершение - великолепную вертикаль красивейшей в России пятиярусной колокольни. Без нее невозможно представить Сергиев Посад. Покидая его, мы еще долго будем видеть золотой венец колокольни Троице-Сергиевой лавры — бесценного памятника древней русской архитектуры. Хотьково Покровский монастырь В центре обители два храма. Покровский собор (1812-1816 гг.) сооружён на месте предшествующего, XVII в. Автор проекта не установлен. Кирпичный, оштукатуренный храм, украшенный портиками коринфского ордера, варьирует сложившийся тип пятиглавого храма эпохи классицизма. Его прямоугольный двусветный объём с бесстолпным храмом в центре завершён световой купольной ротондой, малые миниатюрные барабаны глухие. Никольский собор (1900-1904 гг.) на 1200 человек, сменивший небольшую тёплую церковь 1765 г. - яркий представитель официального русско - византийского стиля. Он возводился по проекту архитектора А.А. Латкова, много строившего в Сергиево-Посадском районе ( больница - богадельня и "Пещеры Гефсиманского скита"). Кирпичный, четырёхстолпный, в прошлом пятиглавый храм принадлежит к центрическому крестовокупольному типу. Фасады с выступающими ризалитами прорезаны высокими арочными окнами и завершены большой полукруглой закомарой. Черниговский скит Путевая информация. Путешествие-рассказ о жизни великого святого земли русской – Сергия Радонежского. В Сергиевом Посаде осмотр архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры с храмами. В Радонеже осмотр старых городских валов, церкви, святого источника. В Хотькове осмотр Покровского женского монастыря. Чехов — Мелихово — Зачатьевское Скульптурные лики Столицы (с посещением музея А.С.Голубкиной) Александров Александровский художественный музей приглашает в старинный купеческий особняк, в гости к купцу Первушину. Вы узнаете о купеческом быте, ьтрадициях провинциального купечества, тайнах этой городской усадьбы. Вас ожидает угощение, приготовленное по старинным рецептам. История старообрядчества в Москве Серпухов — Приокско-террасный заповедник Муром Гусь Хрустальный Владимир — Боголюбово Ясная Поляна — Тула Тула «Служилые люди» (военные) преобладали среди населения: ремесленников, торговцев было не много. Но уже тогда город становится одним из заметных центров выделки железных изделий. В 1595 году, по царскому указу, для обеспечения «служилых людей» оружием, поселили 30 кузнецов за рекой Упой, обязав их делать «государево самопальное дело». Так было положено начало казенному оружейному производству, которое надолго определило значение Тулы в деле защиты Родины. Тульский Кремль На территории Кремля находятся два собора. Успенский собор в стиле барокко построен в 1766 году. Музей оружия Традиции тульского мастерства сохранились и приумножились в наши дни: очень интересны современные образцы высокохудожественного охотничьего оружия, действующие миниатюрные модели ружей, винтовок и револьверов. В экспозиции музея использован картографический материал, также интересны «контактные зоны», где посетители ощущают непосредственную связь с предметами, которые экспонируются открыто, и, конечно, незабываемое впечатление оставляет выставка «Царские ружья» из фондов музея. Музей Усадьба В Ясной Поляне по-прежнему живут традиции семьи Толстых. Прогулка по усадьбе перенесет вас в мир русских дворянских усадеб 19 века. Вышний Волочек Оптина Пустынь — Шамордино Звенигород — Новый Иерусалим |