Клуб путешествий

ICQ: 150465868

ICQ: 404188861

 Контроль качества
Телефоны: (495) 60-444-60, 637-10-68 / Адрес: м."Кропоткинская", Соймоновский проезд, д.7, подъезд 3, этаж 3, помещение 25, офис 1.



БЛОГ ПО КАРЕЛИИ »

Путеводитель

Гостиницы

Экскурсии

Наши туры

Проезд

Виза

Фотоальбом


Россия: Карелия > Экскурсии

Кижи

Кижские окрестности путешественники красиво называли «Заонежская Эллада»… Удивительное место. Живописнейшие острова и на одном из них — настоящее чудо: архитектурный ансамбль, известный далеко за пределами Карелии. Кижи! Здесь сочетаются величие и простота, сила и изящество. На протяжении 176 лет (с 1698 по 1874 год) трудами безымянных мастеров разных поколений создавался уникальный архитектурный ансамбль. Двадцатидвухглавая Преображенская церковь по праву считается непревзойденным образцом, вершиной народной деревянной архитектуры. Вторым памятником Кижского погоста по праву считается зимняя Покровская церковь. Третье сооружение ансамбля — стройная колокольня, которая придает комплексу равновесие и завершенность. Народ воплотил в этих культовых постройках свое представление о мире. Собор, церковь и часовня — модель Вселенной.

Самый старый памятник музея — церковь Воскрешения Лазаря. Согласно преданию, она была построена во второй половине 15 века на юго-восточном побережье Онежского озера. Жилые крестьянские дома, привезенные в разное время на территорию заповедника, это уникальные дома-комплексы, в которых-хозяйственные и жилые помещения объединены под общей крышей. Многое испытали эти древние срубы за долгие годы: зимние стужи и жаркое солнце короткого северного лета, продолжительные осенние дожди и пронзительный северный ветер.

В последние годы остров Кижи стал местом проведения красочных, фольклорных праздников и Дней народных ремесел. И это не случайно: этот остров — древняя земля, где когда-то совершались языческие обряды (в переводе с карельского слово «кижат» означает «игрища»).

Со всех концов мира на остров Кижи едут люди. Они говорят на разных языках, но мнение их едино — такого не увидишь нигде!

Валаам

Далеко за пределы России разносится слава о подлинной жемчужине Ладоги — острове Валаам. Красота его суровых замшелых скал, вздымающихся над просторами Ладожского озера, могучих сосен и елей девственных лесов, а рядом с нетронутыми уголками природы — пышных садов и аллей девственных деревьев, высаженных заботливыми монашескими руками, никого не оставляет равнодушным. И среди этой невероятной красоты возвышается колокольня и купола главного собора монастыря — Преображенского, голубыми куполами соперничающего с синевой северного неба. Но еще раньше, только приближаясь к святому озеру, путешественники с борта теплохода любуются стройным силуэтом великолепной постройки архитектора А.М. Горностаева — храма Никольского скита, расположенного на входе в Монастырскую бухту.

Трудно установить, когда Валаам начал впервые осваиваться человеком. Валаамский архипелаг расположен в северной части Ладожского озера в 40 км от материка. Площадь архипелага, состоящего более чем из 50 островов, составляет 36 кв. км. На Валаам приходится 2/3 площади — 27,8 кв. км. Длина острова 9,6 км, ширина — 7,8.

Первыми обитателями этих мест были финно-угорские племена. Монастырское предание гласит, что на Валааме ими были устроены языческие капища. Да и само название «Валаам» восходит, скорее всего, к финскому слову «varama» (высокая земля) или «valo» (свет, клятва). Правослвные иноки, по всей видимости, трансформировали это название, созвучное имени ветхозаветного пророка Валаама.

Первыми христианами, пришедшими на остров и положившими начало пустыннической обители, были два монаха — Сергий и Герман. Житий их не сохранилось. Летописные сведения крайне скудны. Известно лишь, что пришли они из «восточных стран», что позволяет предположить, что преподобные были выходцами из Греции.

Дата основания монастыря вызывает много споров. Церковная традиция относит ее к Х веку, когда на Русь (особенно после ее крещения св. князем Владимиром в 988 году) пришло из Византии множество монахов-миссионеров. В XIV веке Валаамский монастырь уже называли «великою честною лаврою». Основатели многих знаменитых русских обителей (Александр Свирский, Савватий Соловецкий и др.) были выходцами с Валаама.

Однако порубежное положение приладожских земель обрекало обитель на мученическую судьбу: здесь сталкивались интересы Великого Новгорода и Королевства Шведского. И только в начале XVIII века в результате Северной войны Валаам вновь вернулся в состав России. С этого момента начался новый этап жизни монастыря, расцвет которого пришелся на вторую половину XIX века.

Все средневековые постройки на острове были уничтожены — они были деревянными. Сооружение каменных построек развернулось на Валааме лишь с конца XVIII века, когда монастырь возглавил знаменитый саровский старец Назарий — опытный духовный наставник и талантливый архитектор-самоучка. Но расцвет монастыря относится ко времени игуменства отца Дамаскина, когда строились новые и перестраивались старые скиты, когда творил на Валааме архитектор Горностаев и писали великолепные картины известнейшие художники, а число братии и паломников росло год от года.

…Много печальных событий принес с собой век двадцатый, но в конце его, в 1989 году вновь затеплилась жизнь в монастыре, вновь колокольный звон созывает братию на службу, вновь теплоходы везут паломников и туристов к дивному острову.

Соловки

Соловки и Соловецкий монастырь — эти два названия всегда окутаны для нас ореолом легенды и тайны. Легенды о том, как на крохотном архипелаге, затерянном в суровых и холодных водах Белого моря, Трудолюбие и Вера русских подвижников создали «Восьмое чудо света». Грандиозные крепостные стены, сложенные из дикого камня, мощный Преображенский собор, церковь Успения с величавой трапезной палатой, сеть судоходных каналов, соединившая в XVI веке десятки озер, рукотворная полуторакилометровая дамба, связывающая Большой Соловецкий остров с островом Муксалма, Ботанический сад, первые в России гидроэлектростанции и сухой док для ремонта судов — все это далеко не полный перечень того, что создавалось гением русских людей в этом суровом северном крае.

Петроглифы

«Листы каменной книги»… так назвал карельские петроглифы известный писатель А.М. Линевский. Среди изображений есть настоящие шедевры. Эти наскальные рисунки запечатлели моменты из жизни древних людей. Есть поразительно точные сцены охоты на лося или на белуху — и это доказывает, что одно из назначений петроглифов — промысловая магия. Манипулируя с изображением животного, охотник был уверен, что как-то воздействует на них.

Но различные природные объекты изображаются подчас в парадоксальных сочетаниях: рядом с оленем — морская звезда, а около сома — гигантская ящерица? Может быть дело в том, что древний человек воспринимал природу целостно, нерасчлененно… «Все связано со всем…». Теперь это является диалектической формулой современной экологии. Существует и другая версия: наскальные рисунки — это своеобразные модели мира. Здесь отражены представления людей эпохи неолита о строении Вселенной!

Карельские петроглифы — до сих пор истолковываются по-разному: что означает изображение круга с двумя параллельными выростами? Это обычный капкан или солярный знак — символ солнца…

Все очень просто: этот уникальный код каменного века до сих пор нами не расшифрован.

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской православный монастырь

Это один из древнейших монастырей в России, который в 2006 году будет отмечать свое 500-летие. Монастырь расположен на высоком песчаном берегу Рощинского озера в окружении прекрасных сосновых лесов. На протяжении веков монастырь славился своим строгим уставом, принятым еще при его основателе — преподобном Александре Свирском (1448 — 1533). Этот человек знаменит тем, что ему, как ветхозаветному Аврааму, явился Господь в образе Живоначальной Троицы, давшей начало монастырю. Роль Александра Свирского в истории русской церкви трудно переоценить. Его часто сравнивают с Сергием Радонежским, т.к. Александр Свирский воспитал целую плеяду учеников, продолживших его дело и создавших ряд монастырей на Русском Севере. 12 учеников Александра Свирского были канонизированы как святые.

Александр Свирский считался молитвенником о престолонаследии русских царей, поэтому все цари, за исключением Николая II, часто посещали монастырь, принося ему щедрые дары и жалуя земельные угодья и рыболовные тони. В монастыре бывали многие известнейшие люди России, в том числе знаменитый воевода Дмитрий Пожарский, Иван Грозный и его опричник Малюта Скуратов, Федор Иоаннович и старец-схимник Феодор.

Многие годы монастырь был очень богат, возделывая принадлежащие ему земли и продавая плоды трудов своих на ярмарках, которые после смерти Александра Свирского проводились дважды в год — на Троицу и в день памяти преподобного 30 августа (по старому стилю). Ярмарки приносили монастырю огромный доход, что позволяло принимать тысячи паломников и всех кормить бесплатно. Несмотря на богатство, монастырь не подвергался обмирщению и славился постническими подвигами, следуя заветам своего основателя.

При жизни Александр Свирский был известен чудесными исцелениями болящих — расслабленных и бесноватых. Но и после его смерти при посещении могилы исцеления продолжались. А в 1641 году при строительстве нового, каменного Преображенского собора были обнаружены нетленные мощи святого, которые были помещены в специально изготовленную по приказу царя Михаила Федоровича (родоначальника династии Романовых) драгоценную серебряную раку и находились в храме, где многочисленные паломники могли к ним приложиться. Мощи обильно мироточили. Русская церковь обрела великую святыню! Число паломников возросло в несколько раз. Слава о монастыре разнеслась по всем уголкам России. В годы Северной войны для охранения монастыря Петр I приказал отлить на Петровском заводе 20 пушек с надписью «Олонец 1705 год» и отправить в монастырь.

Александро-Свирский монастырь знал периоды расцвета и упадка, его разоряли шведы и восстанавливали уцелевшие монахи, но самый жестокий удар нанесли бойцы специального отряда частей особого назначения в октябре 1918 года. Монастырь был уничтожен, ценности вывезены, бесследно исчезла драгоценная рака (в Русском музее хранится только крышка от нее). Но мощи большевики не решились уничтожить и тайно вывезли из монастыря. На протяжении почти 80 лет о местонахождении мощей преподобного Александра Свирского не было известно, и только после возрождения Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря в 1997 году начались поиски, которые увенчались успехом: в Военно-медицинской Академии Санкт-Петербурга они были обнаружены. Мощи преподобного были открыты для посещения в церкви Веры, Надежды, Любови и матери Софии (подворье Покрово-Тервенического монастыря в Санкт-Петербурге).

В настоящее время мощи находятся в Преображенском соборе монастыря, они мироточат и обладают огромной целительной силой, чему есть многочисленные свидетельства. Монастырь восстанавливается и вновь принимает многочисленных паломников.

Деревня Кинерма

Деревня Кинерма в Пряжинском районе Республики Карелия — уникальный комплексный памятник народного деревянного зодчества карел-ливвиков. Первое упоминание о деревне относится к 1563 году. Пережив набеги иноземцев, пожары и разорения, она до наших дней сохранила свой исторический облик. И сегодня в Кинерме можно встретить потомков старинных карельских родов — основателей деревни. В центре этого небольшого поселения из 17 домов находится часовня Смоленской Богоматери XVIII века, убранство которой сохранилось почти в первоначальном виде.

Старинные карельские дома, культовая еловая роща с часовней и размеренная сельская жизнь создают впечатление, что время здесь как будто остановилось.

Великолепная природа, пение птиц, озеро Ведлозеро с живописными песчаными пляжами (в двух километрах от деревни по лесной дороге) и гостеприимство местных жителей дополняют особую атмосферу гармонии, спокойствия и доброжелательности.

Кивач

Пожалуй, самый знаменитый заповедник в Карелии, хотя занимает лишь 10460 гектаров. Это естественная модель края, т.к. здесь отражено все разнообразие среднекарельской природы. Коренная тайга, светлохвойные сосняки, темнохвойные ельники, чернолесье. Настоящий островок первозданной природы. В заповеднике охраняют не только редких животных, но и уникальные растения. Словно показывают: смотрите, вот какой была природа до того как на нее начал наступать человек…

Сердцем заповедника является знаменитый водопад Кивач. Один из крупнейших равнинных водопадов Европы расположен на реке Суне. Высота падения воды в этом месте равняется 11 метрам. Это рекорд для Карелии. Резко обрушиваясь вниз, река исторгает мощный гул. Каждый водопад грохочет на свой лад… Стихия воды здесь берет верх над стихией камня. Кивач по-своему красив в любое время года. Это — водопад-легенда, водопад-памятник, воспетый поэтом Г.Р. Державиным в его знаменитой оде о лучшем из северных водопадов.

^ Наверх